Размер шрифта: A A A
Тип шрифта: Arial Times New Roman
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Воcпроизводить текст:
Сбросить настройки: По-умолчанию

Официальный сайт

Администрации Березовского муниципального образования Петровского муниципального района Саратовской области

Пруды, и в чьей они собственности


Пруды, и в чьей они собственности (07.07.2021)

1. Особенности осуществления государственного кадастрового учёта земельных участков, занимаемых водными объектами
В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) от 03.06.2006 № 74-ФЗ, действующего с 01.01.2007, водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 ВК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 8 ВК РФ предусмотрено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Из совокупного толкования положений статей 1, 5, 8 ВК РФ следует, что в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии) и обводненные карьеры, обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.
Из приведенных норм права следует, что если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии также является федеральной собственностью.
При этом земельный участок, если водный объект не полностью находится в его пределах, как объект земельных отношений не формируется и в этом качестве не может быть предоставлен в аренду.
В пользование предоставляется водный объект на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (статья 11 ВК РФ).
Правовой обзор в форме «вопрос-ответ» органов контроля (надзора). Выпуск 17
5
В соответствии со статьей 7 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ, действующего до 01.01.2007 (далее – ВК РФ), поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматривались также как единый водный объект.
В силу статьи 34 ВК РФ в Российской Федерации была установлена государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускались только на обособленные водные объекты.
Таким образом, водные объекты, имеющие гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами, являются собственностью Российской Федерации в силу ВК РФ.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 06.12.2018 № 301-ЭС18-10194, если орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду хозяйствующему субъекту земельный участок земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящегося в федеральной собственности, такая сделка является недействительной (ничтожной) в силу статьи 168 ГК РФ.
В соответствии с постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.07.2020 № Ф08-2050/2020 по делу № А20-4959/2018 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 № 308-ЭС20-17174 отказано в передаче дела № А20-4959/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
При передаче в аренду земельного участка общего пользования единственным пользователем земли может быть только арендатор, что противоречит правовому режиму территорий общего пользования.
Предоставление земельного участка на территории общего пользования в индивидуальное арендное пользование создает угрозу реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное пользование таким участком. Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территории общего пользования была сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 12.04.2011 № 15248/10) и поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определения от 17.11.2017 № 308-ЭС17-16595, от 22.05.2019 № 308-ЭС19-5916, от 25.08.2020 № 308-ЭС20-10727). Таким образом, фактически в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут поступить только земельные участки, занимаемые прудом, обводнённым водным карьером, которые не имеют гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами. С целью разрешения возникших сомнений в части расположения на земельном участке поверхностного водного объекта и изолированности его от других поверхностных водных объектов государственный регистратор прав вправе направить запросы в: - Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области; - отдел водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления;
- Саратовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденному Постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 № 537-П, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области осуществляет:
- разработку и реализацию мероприятий по охране водных объектов, расположенных на территории области;
- участие в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, расположенных на территории области;
- региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- государственный мониторинг водных объектов.
Нижне-Волжское бассейновое водное управление в соответствии с установленной компетенцией ведёт государственный водный реестр, осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения.
В свою очередь согласно Положению о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 372, данная служба в пределах своей компетенции осуществляет государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части
Правовой обзор в форме «вопрос-ответ» органов контроля (надзора). Выпуск 17
7
поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Дата создания: 07.07.2021 08:25

Дата последнего изменения: 07.07.2021 10:12